Печать

В России сельская школа всегда занимала особое место в силу исторических традиций становления системы образования. Особенностью сельской школы является ее многоукладный и многонациональный характер. Исследования многих ученых доказывают, что в сельском обществе школа играет значимую роль в жизни детей, их семей.

Историческое становление сельских школ проходило очень сложно. На протяжении всего 18 века образование крестьянских детей было вне сферы внимания государства, не подвергаясь каким-либо преобразованиям.
Элементарной грамоте дети обучались священниками.

В 19 веке — веке реформ и преобразований, сельской школе уделяют больше внимания, выделяются средства из казны для строительства школ. Этот факт доказывают следующие цифры: в конце 19 века в Российской империи насчитывается 31594 начальные школы, в которых обучалось 3801133 учащихся.

В этот период начальное общее образование на селе в России представлено следующими типами учебных заведений:
начальная (народная) школа
городская школа
уездная школа
двухклассное сельское училище
церковно-приходская школа

Церковно-приходская школа имеет глубокие традиции в отечественной культуре и представляет собой первейшую форму образования, долгое время являвшейся единственным типом русской школы. Особое распространение данный учебный тип получил в 80-е годы 19 века. Данный учебный тип имел целью утверждать в народе православное учение веры и нравственности христианской, и сообщать первоначальные полезные знания.Именно такая школа начала действовать в хуторе Виноградном в 1905 году1905

В окрестных районах идет добыча каменного угля. Уголь добывали еще до промышленный разработок жители для своих хуторских кузниц. В начале 20 века на реке Северский Донец начала действовать система шлюзов. С этого времени период судоходства расширился с ранней весны до поздней осени. В этот период было решено построить школу и рядом хуторскую церковь. Церковно-приходская школа была построена и открыта в 1905 году. В ней была комната учителя. Это здание-столбянка. Оно было отшлифовано и покрыто черепицей.

Здание школы простояло до нашего времени. В 1986 году здание было обложено красным кирпичом.Существовали также два дополнительных здания школы Виноградновская школа до 1960 года была семилетней, позже стала восьмилетней. В настоящее время это четырехлетняя начальная школа №15.

О первых учителях и руководителях школы сведений практически не сохранилось. Известно лишь, что долгие годы директором был Собуров. В 1969 году методом народной стройки было построено и открыто новое здание Виноградновской школы, которая в 1971 году стала средней. Ныне это общеобразовательная школа. В последние десятилетия 20 века, когда страна находилась в тяжелой экономической ситуации, сельская школа оказалась в упадке. Кризис сказался на сельских жителях: увеличение уровня безработицы привело к снижению уровня жизни сельчан и, как следствие, к снижению уровня рождаемости. Идет резкое сокращение сельских школ. А те школы, которые остались не имели, как правило, материально-технической базы. Но не смотря ни на что, сельская школа должна выжить. Она должна иметь не только прошлую историю, но и настоящее. И очень хочется верить, что сельская школа будет иметь и замечательное будущее.